Двухрядные самоустанавливающиеся подшипники
Такого рода подшипники имеют внутреннюю поверхность внешнего кольца по форме сферы, благодаря чему они могут работать даже при значительном перекосе наружного кольца относительно внутреннего из-за несоосного расположения посадочных мест или из-за прогиба вала вследствие эксплуатационных нагрузок. Два ряда тел качения обуславливают большую несущую способность подшипника и обеспечивают компенсацию негативных конструктивных особенностей. В самоустанавливающихся двухрядных подшипниках применяются как шариковые тела качения, так и роликовые.
Шариковые двухрядные радиальные сферические самоустанавливающиеся подшипники предназначены для восприятия радиальных и незначительных осевых нагрузок. В условиях возникновения качательных нагрузок, лучше применять сферические подшипники, чем однорядные радиальные. В данном случае фиксируется расположение вала относительно корпуса по двум направлениям.
Сепараторы таких подшипников изготавливаются методом штамповки, для больших подшипников которые выпускают в малом количестве. Массивные латунные сепараторы применяют в сферических подшипниках высокой точности.
Большая радиальная грузоподъемность, по сравнению с другими подшипниками, свойственна роликовым двухрядным подшипникам. Сферические же роликовые подшипники имеют возможность компенсировать прогибы вала, несоосность, и воспринимать комбинированные нагрузки. Но их не следует устанавливать для работы исключительно под осевой нагрузкой, т.к. в этом случае нагрузку воспринимает лишь один ряд роликов и, соответственно, грузоподъемность подшипника используется не в полную меру.
Данные подшипники способны фиксировать вал в обе стороны в осевом направлении в пределах, установленных имеющимся осевым зазором. Если же установить в опоре два подшипника рядом, то подшипники теряют свойство самоустанавливаться.
Применяют сферические роликоподшипники в следующих механизмах: в насосах, вентиляторах, редукторах, лесопильных рамах, дымососах, грохотах, прокатных станах, гребных валах. Таким образом, применение такого вида подшипников целесообразно в том случае, если имеют место большие осевые нагрузки и присутствует несоосность посадочных мест.
Строение двухрядного самоустанавливающегося подшипника |
|||||
Наружное кольцо | Внутреннее кольцо | Тела качения | Полимерный сепаратор | Латунный сепаратор | Стальной сепаратор |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |