Классификация подшипников
К основным признакам, по которым классифицируются подшипники качения, относятся:
1. Направление нагрузки, воспринимаемой подшипником, относительно оси вала:
- подшипники радиальные;
- подшипники радиально-упорные;
- подшипники упорно-радиальные;
- упорные подшипники.
2. Форма тела качения:
- шариковые подшипники;
- роликовые;
- комбинированные.
3. Число рядов тел качения:
- однорядные;
- двухрядные;
- четырехрядные;
- многорядные.
4. Способность подшипников самоустанавливаться в опоре:
- несамоустанавливающиеся;
- самоустанавливающиеся.
5. Наличие либо отсутствие защитного слоя внутренней полости подшипника:
- с уплотнителями;
- с защитными шайбами.
6. Способ монтажа подшипников в опоре:
- с упорным бортом (на наружном кольце);
- со стопорной канавкой на наружном кольце;
- со стяжными втулками;
- с закрепительными втулками.
Заводами-изготовителями выпускаются как подшипники со стандартными конструкциями, так и специальные подшипники, конструктивные особенности которых оговариваются и согласовываются в индивидуальном порядке.
Система условных обозначений подшипников
Условные обозначения подшипников в России связаны со следующими параметрами:
1. Внутренний диаметр подшипника.
2. Типы подшипников.
3. Серия диаметров, серия высот, серия ширин.
4. Разновидность конструкций.
Каждый из этих параметров обозначается цифрами. Самое большое количество цифр в условном обозначении – 7, самое маленькое – 2. Отсчитывать количество цифр в условных обозначениях следует справа налево.
X | XX | X | X | XX |
Серия ширин | Конструктивная разновидность | Тип подшипника | Серия диаметров | Частное от деления внутреннего диаметра d на 5, при d=20..495 мм |
Если диаметр подшипника менее 495 мм, то такой подшипник обозначают дробью, в которой числитель – размерная серия, тип, особенности конструкции в установленном порядке, знаменатель – численное значение внутреннего диаметра. Тип подшипника – четвертая цифра справа.
Обозначение типов подшипников
Типы подшипников | Обозначение |
Шариковый радиальный | 0 |
Шариковый радиальный сферический | 1 |
Роликовый радиальный с короткими цилиндрическими роликами | 2 |
Роликовый радиальный со сферическими роликами | 3 |
Роликовый радиальный с длинными цилиндрическими или игольчатыми роликами | 4 |
Роликовый радиальный с витыми роликами | 5 |
Шариковый радиально-упорный | 6 |
Роликовый конический | 7 |
Шариковый упорный, шариковый упорно-радиальный | 8 |
Роликовый упорный, роликовый упорно-радиальный | 9 |
Для полной характеристики подшипника справа и слева от основного обозначения проставляют дополнительные цифры или буквы.
Существует еще одна характеристика – класс точности подшипника. Он обозначается цифрой, которая отделяется тире от основного обозначения. Условные обозначения приведены ниже.
Классы точности в порядке увеличения точности подшипника
Название точности подшипника | Класс точности подшипника |
Брак | 8 |
Нормальный | 0 |
Повышенный | 6 |
Высокий | 5 |
Прецензионный | 4 |
Сверхпрецензионный | 2 |
С левой стороны от класса точности указывают группу радиального зазора.
Группы радиального зазора
Тип подшипника | Обозначение группы радиального зазора | |||||
Шариковый радиальный однорядный (d < 200 мм) | 6 |
0нормальная |
7 | 8 | 9 | |
Роликовый радиальный с короткими цилиндрическими роликами с невзаимозаменяемыми деталями | 0 | 5 | 6 нормальная | 7 | 8 | 9 |
С цилиндрическим (коническим) отверстием (d < 50 мм) | 0 | 5 | 6 нормальная | 7 | 8 | 9 |
Роликовый радиальный сферический двухрядный с цилиндрическим (коническим) отверстием | 1 | 2 | 0 нормальная | 3 | 4 | 5 |
Если группа радиального зазора и класс точности нормальные, то их обозначения не указываются. Что касается обозначений дополнительных знаков, которые проставляются справа от условного цифрового обозначения подшипника, то они представлены ниже в таблицах.
Дополнительные знаки, проставляемые справа от основного обозначения подшипника
Значение дополнительных знаков | Дополнительные знаки |
Подшипники повышенной грузоподъемности | А |
Кольца и тела качения или кольца из цементируемой стали | Х |
Все детали подшипника или часть деталей из коррозионно-стойкой стали | Ю |
Детали подшипников из теплостойких сталей | Р |
Сепаратор: | |
Из черных металлов | Г |
Из безоловянистой бронзы | Б |
Из алюминиевого сплава | Д |
Из латуни | Л |
Из пластических материалов | Е |
Конструктивные изменения деталей подшипника | К |
Специальные требования к температуре отпуска деталей | Т |
Специальные требования к подшипникам по уровню вибрации | Ш |
Дополнительные требования к подшипнику по шероховатости поверхностей деталей, радиальному зазору, осевой игре, монтажной высоте, покрытию деталей и проч. | У |
Ролики с модифицированным профилем | М |
Примечание: наличие цифр после дополнительного знака в условном обозначении означает номер исполнения.
Если же отличительные признаки характеризуют особенности основной конструкции подшипника, то условные знаки, указанные в таблице, приведенной выше, на такие подшипники не распространяются. К их числу относят:
1. Радиальные шарикоподшипники со стальными штампованными сепараторами.
2. Сферические двухрядные шарикоподшипники со стальными штампованными сепараторами.
3. Радиальные однорядные роликоподшипники и многорядные с латунными массивными сепараторами на заклепках.
4. Сферические двухрядные роликоподшипники с латунными массивными сепараторами.
5. Радиальные роликоподшипники с игольчатыми и витыми роликами со стальными сепараторами.
6. Радиально-упорные шарикоподшипники со штампованными стальными сепараторами.
7. Конические роликоподшипники со штампованными стальными сепараторами.
8. Упорные шарикоподшипники со штампованными стальными сепараторами.
9. Упорные роликоподшипники с латунными массивными сепараторами.
Дополнительные знаки видов смазки для подшипников закрытого типа
Доп. знаки | Марка смазки | Рабочая температура, °C | Пример области применения |
Нет | ЦИАТИМ-201 | -60..+90 | Узлы трения самолетов и вертолетов; не рекомендуется при высоких удельных нагрузках |
С1 | ОКБ-122-7 | -60..+120 | Авиационные электромашины, прецизионные подшипникиприборов |
С2 | ЦИАТИМ-221 | -60..+150 | Летательные аппараты, электромашины |
С3 | ВНИИНП-210 | -60..+250 | Тяжело нагруженные тихоходные подшипники |
С4 | ЦИАТИМ-221С | -50..+180 | Авиационные электромашины |
С5 | ЦИАТИМ-201 | -40..+110 | Приборные, скоростные подшипники |
С6 | ПФМС-4С | -30..+300 | Винтовые шариковые передачи и тихоходные подшипники |
С7 | ВНИИНП-271 | -60..+130 | Приборы, подшипники качения с малым моментом трения |
С8 | ВНИИНП-235 | -60..+250 | Подшипники, работающие с колебательными движениями |
С9 | ЛЗ-31 | -40..+130 | Выжимные подшипники сцепления |
С10 | №158 | -40..+120 | Игольчатые подшипники карданных передач автомобилей |
С11 | СИОЛ | -30..+139 | Скоростные подшипники электроверетен |
С12 | ВНИИНП-260 | -50..+180 | Приборы, скоростные шарикоподшипники |
С13 | ВНИИНП-281 | -60..+120 | Агрегатные подшипники самолетов |
С14 | ФИОЛ-2У | -30..+100 | Игольчатые подшипники автомобилей |
С15 | ВНИИНП-207 | -60..+180 | Авиационные электромашины |
С16 | ВНИИНП-246 | -60..+250 | Слабо нагруженные скоростные подшипники электромашин в вакууме |
С17 | ЛИТОЛ-24 | -40..+120 | Подшипники многоцелевого назначения |
С18 | ВНИИНП-233 | -40..+250 | Подшипники качательного движения |
С19 | ВНИИНП-286 | -60..+120 | Гироскопы |
С20 | ВНИИНП-274 | -80..+130 | Летательные аппараты, миниатюрные приборные подшипники |
С21 | ЭРА | -60..+120 | Системы управления |
С22 | СВЭМ | -60..+120 | Судовые электромашины |
С23 | ШРУС-4 | -40..+120 | Подшипники сцепления автомобилей и тракторов |
С25 | ИНДА | менее +300 | Тихоходные конвейеры, грузовые тележки и др. |
С26 | ЛДС-3 | -50..+130 | Электродвигатели общего назначения |
С27 | ФАНОЛ | -40..+100 | Ступицы колес, рабочие механизмы сельхозмашин |
Условные обозначения подшипников, не рассмотренные в ГОСТ
Широкий ассортимент типоразмеров и конструктивных особенностей подшипников создает некоторые трудности при попытке утвердить общую схему условных обозначений.
Именно поэтому некоторые виды подшипников получили наименования и условные обозначения, оговоренные специальными ТУ и ГОСТ. К таким подшипникам относят, например, роликовые игольчатые подшипники с одним штампованным наружным кольцом, роликовые игольчатые подшипники без колец, подшипники шарнирные и др.
Условное обозначение игольчатых роликовых подшипников с одним штампованным наружным кольцом
По данным ГОСТ 4060-78 «Подшипники роликовые игольчатые с одним наружным штампованным кольцом» эти подшипники имеют такое обозначение, при котором внутренний диаметр Fw по роликам указывают через дробь: 942/Fw, 943/Fw (где 94 – конструктивная разновидность и тип: роликовый радиальный подшипник с одним штампованным наружным кольцом; 2,3 – серии диаметров).
Для этого типа подшипников существует 2 класса точности: первый (I) и второй (II). Класс точности указывается с левой стороны от основного обозначения через дефис. Класс точности II не указывают в основном обозначении.
Примеры:
I - 941/12 К ГОСТ 4060-78 - I класс точности, Fw = 12мм;
941/12К ГОСТ 4060-78 – II класс точности, Fw=12мм.
Если размеры и конструкция игольчатых подшипников с одним штампованным наружным кольцом не указаны в ГОСТ 4060-78, ТУ 37.006.144-85, то условные обозначения устанавливаются следующим образом:
разновидность конструктивных особенностей – численные значения основных размеров (Fw, С, D) – особые технические требования
С левой стороны от основного условного обозначения указывают точность подшипника через дефис. В ТУ 37.006.144-85 указаны некоторые разновидности такого типа подшипников:
- НК… - наличие сквозного отверстия без сепаратора, с наружной обоймой (кольцом);
- СК… - наличие сквозного отверстия с сепаратором, с внешним (наружным) кольцом;
- ВК... - с сепаратором, с наружным кольцом, наличие плоского дна;
- СК…Р - наличие внешнего кольца со сквозным отверстием, с сепаратором и одним уплотнением;
- СН…Р - наличие внешнего кольца с профилированным дном, без сепаратора с шайбой, с одним уплотнением;
- СН…Р - с профилированным дном без сепаратора, с наружным кольцом;
- ГК… - с кольцом наружным однобортовым, с сепаратором, со сквозным отверстием.
Примеры:
СН 202616 С17 – роликовый игольчатый подшипник с наружным кольцом, без сепаратора, с профилированным дном, 2 класса точности, Fw = 20 мм, D=26мм, С=16мм, с сортом смазки С17.
I-НК 121610 – радиальный роликовый игольчатый подшипник с наружным кольцом, с наличием сквозного отверстия без сепаратора, первого класса точности, с Fw=12мм, D=16мм, С=10мм.
Условное обозначение радиальных и роликовых упорных двойных комбинированных подшипников согласно ГОСТ 26290-90
Согласно действующей нормативной документации, существуют следующие условные обозначения подшипников с различными конструктивными особенностями:
1. РИК - роликовый игольчатый комбинированный подшипник.
2. РИКБ - роликовый игольчатый комбинированный подшипник с фланцевым наружным кольцом.
3. РИК…К - роликовый игольчатый комбинированный подшипник с тугим широким кольцом.
4. РИКБ…К - роликовый игольчатый комбинированный подшипник с наружным фланцевым кольцом, а также с тугим широким кольцом.
Условное обозначение шарнирных подшипников (согласно ГОСТ 3635-78)
Данным ГОСТом предусмотрены такие обозначения типов подшипников:
1. Подшипники с подвижным соединением:
- Ш - без канавок и отверстий для смазки;
- ШС - во внутреннем кольце имеются канавки и отверстия для смазки;
- ШС…К - в наружном и внутреннем кольце имеются отверстия и канавки для смазки.
2. Подшипники с неподвижным соединением:
- ШМ - подшипник без канавок и отверстий для смазки.
Шарнирные подшипники бывают с I и II степенями точности.
Для обозначения первой степени точности, с левой стороны от основного условного обозначения указывается параметр 1. Вторая степень точности в обозначении не указывается. В ГОСТе 3635-78 указаны размерные серии, которые обозначаются как Е, G, С, 7, 2. Индекс семь (7) не указывают в обозначении подшипника.
Все условные обозначения состоят из ОУО и ДУО с левой стороны и с правой. ОУО включает в себя обозначения конструктивной разновидности и типа подшипника, численное значение внутреннего диаметра и серию подшипника.
С левой стороны от ОУО через дефис указывают степень точности подшипников. С правой стороны указывают ряд осевого зазора (нормальный или узкий) шарнирного подшипника. Узкий ряд обозначают как «У», нормальный же в обозначении не указывают.
Некоторые примеры обозначений шарнирных подшипников:
1. 1-ЕШ15 - подшипник шарнирный без канавок и отверстий для смазки, для подвижного соединения, степень точности первая, серия Е, внутренний диаметр – 15 мм.
2. 1-ЕШ15К - подшипник шарнирный, имеет отверстия в наружном и внутреннем кольцах для смазки, степень точности первая, серия Е, диаметр внутренний – 15 мм.
3. 2ШМ-15 - подшипник шарнирный, тип соединения – неподвижное, отсутствуют канавки и отверстия для смазки, степень точности вторая, серия – 2, внутренний диаметр – 15 мм.
4. 1-ЕШС15КУ - подшипник шарнирный, тип соединения – подвижное, канавки и отверстия для смазки во внутреннем кольце и в наружном присутствуют, степень точности первая, серия Е, диаметр внутренний – 15 мм, ряд осевого зазора узкий.
5. 1-СШМ320 - подшипник шарнирный, тип соединения – неподвижное, нет отверстий и канавок для смазки, степень точности – первая, серия С, диаметр внутренний – 320 мм.
Подшипники классифицируются согласно формы тел качения:
Роликовые подшипники
Шариковые подшипники
Игольчатые подшипники
Комбинированные подшипники